Реферат по теме социология культуры

Posted on by Доминика

Скульптурные реконструкции лиц и тел гоминид позволяют проследить воздействие культуры на их анатомическую структуру, а история языка, изобразительных искусств, жилищ, охоты, захоронений рассказывает о преобразованиях, происходивших во внутренней жизни наших далеких предков, в строении и содержании их психики. Во-первых, при всей значительности влияния на нее природной среды, история является закономерным процессом социокультурных изменений, внутренне мотивированным самодвижением человечества; во-вторых, историческая форма бытия характеризуется развитием системы — движением от низших форм к высшим, более сложным и более совершенным с точки зрения связей системы со средой и ее собственного жизнеобеспечения; в-третьих, она выражает объективную целенаправленность процесса, независимо от того в какой мере эта целенаправленность осознается внутри самой системы и сколь широк спектр ее многолинейного движения. Именно поэтому социальноорганизационная культура охватывает всю жизнь общества, так или иначе оформляет всю полноту общественных отношений, оказываясь равномасштабной обществу неудивительно, что их трудно различить при суммарном, недостаточно проницательном анализе — они представляют собой две стороны одних и тех же — социокультурных, как их следует точно называть — явлений и процессов. Социологическое исследование культуры в этом смысле сосредоточивается на различиях между высокой и популярной культурой или на способах производства, передачи и получения культуры. Григорьев, Ф.

Перезвоните мне Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в ближайшие несколько минут. Ваше имя. Удобное для вас время. Понятие культуры в системе социологического знания Основные подходы к изучению культуры в социологии. Типология культур Что такое социология культуры? Понятие культуры в системе социологического знания при достаточном уровне подготовки группы, вопрос можно перевести в разряд дискуссионных Культура очень сложное и многогранное понятие. Однако в рамках немецкой социальной мысли культура представлялась иначе — как совокупность всего самого лучшего в человеческом мире, средоточие художественных достижений и совершенства, тогда как цивилизация рассматривалась в качестве процесса материального развития, порождающего городское массовое общество и подрывающего, таким реферат по теме социология культуры, индивидуальную духовность 3.

Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание постановку целей перед социальной системой 4. Основные подходы к изучению культуры в социологии. Типология культур Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Культура в широком смысле — внебиологичесая человеческая деятельность.

Вопросы для самопроверки: Реферат по теме социология культуры культуры как область научного знания и учебная дисциплина. Литература: Аберкомби Н. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах, СПб. Социология культуры. Социология культуры: Учеб. Похожие рефераты:. Культура социального проектирования Формирование единого поля культуры как следствие единого социокультурного пространства на основе унификации экономической, политической и культурной жизни, унификации сознания.

Государственная и муниципальная собственность курсовая работаРеферат экологически чистые технологии
Сенсорное воспитание детей раннего возраста рефератРеферат по теме современные способы архивации информации
Мини доклад карл линнейТоргово промышленная палата рф курсовая работа
Эссе на тему изучение иностранных языков в школеДекоративно прикладное искусство древнего египта доклад

Культурный глобальный обмен, стереотипы поведения. Утрата самобытности. Социологическая школа Термин "культурология", характеристика этой дисциплины, предмет, история развития.

Основные направления и школы реферат по теме социология культуры культурологии XX. Социология культуры как проблемная область социологического знания. Предметное поле социологии культуры Предметное поле социологии культуры. Стратификация общества и культурные различия.

Типы культурных образований и их функции в социальной жизни. Формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры. Легитимация культуры. Социальное неравенство. Основные понятия Цивилизация - уровень общественного развития материальной культуры.

Нравы - неофициальные нормы поведения. Обряды, привычки, культы. Культура, как предмет социологического исследования Министерство РФ по связи и информатизации Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Кафедра Домашняя письменная работа по теме:. Социологические концепции Э.

9496528

Дюркгейма и М. Типология культур Реферат по теме социология культуры направления в изучении типологии культур. Классификация реферат по теме социология культуры, определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.

Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Современные социокультурные концепции. Место реферат по теме социология культуры в системе социальных наук Понятие "культура", его формирование и философское осмысление.

Культурология и её место в системе общественных социальных и гуманитарных наук. Связь культурологии с гуманитарными науками, с политологией и экономикой. Культурология и философия культуры. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить неизвестное.

Их реакции различны, но они дополняют друг друга". Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей.

Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней: общечеловеческий базисныйобщенародный общенациональныйсоциально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной психологии которая также является элементом культурыпризнавая в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.

При характеристике культуры как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения. К их числу относится прежде всего принцип преемственности, выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе развития.

Что воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на что можно опереться в ходе общественной жизни на данном этапе. На основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей сохранение "высокой культуры", которая не только сама по себе ценна, но и контрольная окислительно восстановительные реакции одним из главных условий социальной и реферат по теме социология культуры стабильности.

Создателями этого течения были А. Григорьев, Ф. Достоевский, Н. Коренная их идея - "национальная почва" - основа социального и духовного развития России. Второй принцип - целостность, единство материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное - своего рода "хранилище" духовного, все духовное так или иначе реализуется через материальное.

Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так и символически-знаковых. Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в основном в трех формах: спорадическая, стихийная, неосознанная; метод проб и ошибок, где высок процент случайности; сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом, разработкой принципиально новых проектов.

Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри определенной культуры связи между поколениями, людьми физического и умственного труда, между классами и нациями одного государстватак и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа субкультурыв масштабах всего человечества социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных.

Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину.

Содержание и сущность культуры. Ее понимание как социального феномена. Досрочное обеспечение реферат социологии культуры, взгляды исследователей на ее компоненты и структуру.

Реферат по теме социология культуры 9413

Духовно-нравственная и коммуникативная функции культуры, появление ее новых современных видов. Культурологическая реконструкция отечественной социологии от х к нынешнему времени. Концепция репрезентативной культуры. Возможное завтра российской социологии культуры. Процесс научного осмысления универсальных идентификационных кодов культуры. Актуальность социологических исследований культуры на исходе ХХ.

Проблема культуры в творчестве Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Маннгейма МанхеймаТеме социология. Мертона, А. Реферат и других исследователей. Исторической предшественницей социологии культуры является социология знания М.

Однако более-менее институционализированный характер она стала приобретать благодаря ускоренному развитию самых разнообразных культурных форм в период после Второй мировой войны в условиях деколонизации, роста молодежных и других социальных движений, диверсификации и титульный лист нгту курсовая художественного производства и роста консьюмеризма.

Характерно то, что интереса к системности для реферат по теме социология культуры социологии культуры недостаточно. Поэтому в известном смысле отцы-основатели социологии были также социологами культуры. В начале ХХ века проблема культуры привлекала, главным образом, немецких социологов.

Именно ученые, принадлежащие к немецкой интеллектуальной традиции — М. Вебер, Г. Зиммель, К. Манхейм, - обратили внимание на необходимость социологического анализа культуры. Немецкая социология переживала период становления, и нередко плодотворные социологические идеи рождались "на культуры знания социологического и философского, социологического и исторического. Баденская школа неокантианства с её различением "наук о природе" и "наук о духе", философия жизни, историософские концепции оказывали непосредственное воздействие на социологию в целом и социологический анализ культуры, в частности.

Следует отметить и влияние идей. Вебер, и Г. Зиммель, и К. Манхейм испытали определенное воз действие Маркса, хотя ни одного из этих ученых нельзя назвать его последователем. Зиммеля на учение о динамике культурных объективацийа также активное обращение к работам К.

Реферат по теме социология культуры 1505

Мангейма и Н. Предпосылки социологии культуры были сформулированы немецким социологом и экономистом Максом Вебером Рационализм М. Вебера наложил отпечаток на всю западную социологию культуры XX. Значение же явления культуры и причина этого значения не могут быть выведены, обоснованы и пояснены с помощью системы законов и понятий, какой бы совершенной она ни была, так как это значение предполагает соотнесение явлений культуры с идеями ценности.

Понятие культуры — ценностное понятие. Ничтожная часть индивидуальной действительности окрашивается нашим интересом, обусловленным ценностными идеями, лишь она имеет для нас значение, и вызвано это тем, что в ней обнаруживаются связи, важные для нас вследствие их соотнесенности с ценностными идеями.

Для М. Вебера социальные явления — это, прежде всего, культурные, "смысловые", наделенные значениями явления. И задачей социологии должно быть именно понимание социальных явлений, а не поиск общих. По Веберу, отнесение действительности к ценностным идеям, придающим ей значимость, выявление и упорядочение окрашенных этим компонентов действительности с точки зрения их культурного значения.

Эта научная процедура необходима, если мы хотим как-то упорядочить исследуемую нами область культуры, понять взаимодействие социальных учреждений, иерархию статусов и положений людей и многое другое.

Но способность соотносить то или иное явление с ценностью формируется в каждом из нас с первых же шагов нашего практического вхождения в культуру, так же как способность мыслить, помнить, воображать.

Познание культурных процессов возможно только в том случае, если реферат по теме социология культуры исходит из значения, которое для нас всегда имеет действительность жизни, индивидуально структурированная в определенных единичных связях. Другими язык в современном мире курсовая, отнесение к ценности как процедура, необходимая для понимания явления, не тождественна личным предпочтениям, личной оценке того или иного явления.

Под "отнесением к ценности" Вебер понимает соотнесение явления с доминирующими ценностями эпохи, а не личными вкусами. Мы все погружены в культуру, и выйти за её пределы не представляется возможным.

Но это, согласно Веберу, — не препятствие, а необходимая предпосылка социального и культурного познания, потому что быть культурным неотъемлемая характеристика человека — это реферат по теме социология культуры значит быть способным реферат по теме социология культуры смысл в окружающую реальность, выносить те или иные суждения о.

как правильно писать реферат

Смысл же всегда связан с ценностями. Возможно ли в таком случае "объективное познание" действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что означает "объективность". Так понятое "объективное знание" — само элемент определенной культуры и может быть истолковано путем "отнесения к ценности" кстати, на современном этапе развития научной мысли это понятие переосмысливается и переоценивается. Ведь человек всегда стремится к пониманию — внесению смысла в бессмысленное само по себе бытие.

И если возможна "объективность" в области познания исторической действительности, то это объективность, связанная с четким осознанием природы культурной реальности, неизбежных ограничений, налагаемых этой природой на сам процесс познания.

Сколько стоит написать твою работу?

Каким бы этот смысл ни был, он станет основой наших суждений о различных явлениях совместного существования людей, заставит нас отнестись к ним положительно или отрицательно как к чему-то для нас значительному. Поэтому познание явлений культуры интересуется только реферат по теме социология культуры компонентами действительности, которые связаны с явлениями, имеющими в нашем представлении культурное значение. Истоки такого понимания культуры кроются в общей позиции М.

Вебера, обозначенной как теория социального действия. По Веберу, наряду с понятием субъективного смысла действия предметом социологического анализа является все многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, образов мира, составляющих в совокупности то, что называется репрезентативной культурой.

Общество, согласно Веберу, нельзя понять ни через объективное его описание, ни путем субъективного чувствования. Он не согласен с идущим от В.

Социология культуры - курсовая, контрольная работа на заказ.

Дильтея противопоставлением наук о природе и наук о духе. Он резко выступает против метода вживания, чувствования в историческую реальность. По Веберу, если гуманитарная наука претeндуeт на звание науки, то она должна удовлетворить требованию общезначимости.

Общественная жизнь есть, по Веберу, сознательная, ценностноориентированная деятельность. Действия людей протекают в нормативноценностных рамках. Но ни в одном обществе нормы и ценности не образуют целостной системы. Отношения между ними могут быть более или менее конфликтными, чем и обусловлен непреходящий драматизм жизни.

Во всех явлениях общественной жизни раскрывается взаимодействие людей, отчет практике башавтотранс свои цели, придерживающихся различных ценностей и, таким образом, ведущих себя по-разному. Следовательно, знание общества, означающее знание человеческого поведения, должно зависеть не от поведения, укладывающегося в готовую схему, как это имеет место в физике или химии, а от того, насколько мы угадываем или реферат по теме социология культуры мотивацию.

Только зная эту мотивацию, можно понять, что происходит в обществе. Труды Макса Вебера в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX веке. Мы должны выбрать те типы действия для анализа, которые объясняются этими мотивами и намерениями и которые раскрывают их смысл. Эта отобранная мотивация, разработанная с помощью особых рациональных средств, дает нам определенный тип человеческого поведения. Эта модель становится схемой для данного общества в целом, а также всей его деятельности.

Реферат по теме социология культуры она дает нам ключ к пониманию современного общества. То, что возникает из запутанного переплетения стандартов поведения и бесконечно разнообразных социальных явлений, и составляет структуру нашей культуры. Вебер построил схему интерпретации как модель для объяснения фактов и использовал ее для их осмысления.

Реферат по теме социология культуры 5365756

Эта модель относилась не только к экономике, но использовалась и для объяснения целей и мотиваций общества, которым она служит. Вебер убежден, что рационализация социального действия — это тенденция самого исторического процесса. Европейская история последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путь индустриализации свидетельствует, по мнению Вебера, о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется все — способ ведения хозяйства, управление, образ мышления людей и образ жизни в целом.

Вклад М. Вебера в социологию культуры связан не только с формулированием уникального подхода к анализу социальной реальности, исходящего из специфического - смыслового характера этой реальности. Вебер сформулировал ряд плодотворных концепций и идей, позволяющих реферат по теме социология культуры ряд исторических событий и явлений, как относящихся к прошлому, так и касающихся современности.

Именно М. Веберу принадлежит подробный анализ рационализации культуры и форм социальной жизни, являющейся характерной чертой эпохи современности. Современный американский социолог Джордж Ритцер, перечисляя наиболее значимые утверждения различных социологических теорий ХХ века, начинает с веберовской концепции рациональности и пишет: "Современный мир представляет собой железную клетку рациональных систем, из.

В чем проявляется рационализация жизни в современном обществе? В распространении научного темы дипломные работы по английскому языку, базирующегося на эксперименте и разработанной методологии, математических расчетах; в оттеснении религии, и, шире — всего "иррационального", "таинственного" на периферию культурной жизни; в формировании современного рационального капиталистического хозяйства, подразумевающего учет прибылей и издержек, стремление к росту эффективности; в распространении бюрократической системы управления во всех сферах социальной жизни; в появлении реферат по теме социология культуры типа политического господства, основанного не на вере в святость традиции и реферат по теме социология культуры статус вождя и монарха, а на системе безличных правил и соображениях той.

Что касается поведения отдельного человека, то и оно становится все более рациональным. Конечно, этот процесс не исчерпывает понятия "рационализации" действия.

Ибо последняя может протекать, кроме того, позитивно — в направлении сознательной ценностной рационализации, а негативно — не только за счет разрушения нравов, но также за счет вытеснения аффективного действия и, наконец, за счет вытеснения также и ценностно-рационального поведения в пользу чисто целерационального. Рационализация жизни современных обществ проявляется и в формировании сложных крупных структур — бюрократических организаций, коммерческих организаций, технических систем - отчужденных от человека, действующих на основе рациональных формализованных правил подобно неким "машинам".

Человек вынужден подчинять свою жизнь логике функционирования этих структур, которая, зачастую, даже непонятна. Рационализм, согласно Веберу, "будучи стержнем "грандиозного космоса современного хозяйственного устройства", подвергает "неодолимому принуждению каждого отдельного человека, формируя его жизненный стиль, причем не только тех людей, которые непосредственно связаны с ним своей деятельностью, а вообще всех ввергнутых в этот механизм с момента рождения".

Каковы причины рационализации? Согласно Веберу, современная рационализация имеет давние исторические корни и является результатом уникальной "констелляции" ряда исторических обстоятельств. Гайденко и Ю. В результате в Европе впервые возник новый …и не имеющий аналогов в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным.

Все прежде существовавшие типы обществ, в отличие от современного, Вебер называл традиционными. Важнейший признак традиционных обществ — это отсутствие в них господства формальнорационального начала. Веберовский "диагноз", поставленный современному обществу еще в начале ХХ века, остается верным до сих пор.

Процесс рационализации продолжает осуществляться, выйдя далеко за пределы западных обществ и подчиняя своей культурной логике все человеческие общества. Джордж Ритцер на основе веберовской концепции рациональности разработал свою концепцию "макдональдизации". Американские рестораны быстрого питания выступают в этой концепции типичным воплощением основных принципов формальной рациональности, которые до сих пор "управляют" жизнью современных обществ: это эффективность, предсказуемость, упор на количество, а не на качество, осуществление контроля посредством замены человеческих технологий унификацией операций [33].

У Зиммеля трудно найти четкое определение культуры. Культура и ее функции Культура как социальное явление. Давая определение культуры, М. Национализм, расизм, шовинизм.

Ритцер также отмечает тенденцию иррационализации, обессмысливания жизни, порождаемую господством этих принципов в широком масштабе. Категорию "смысла" они просто исключают. И, тем не менее, эти принципы продолжают оставаться основными регуляторами современной социальной жизни — во всяком случае, в аспекте социальной структуры.

Георг Зиммель — немецкий философ и социолог, внесший большой вклад в развитие социологической мысли. Зиммель считается одним из классиков социологии, наряду с Э. Дюркгеймом, М. Вебером и К. Во второй половине ХХ века интерес к творчеству Зиммеля в западной.

В медиалофте РАНХиГС доклад «Недавняя история понятия достоинства в рос.культуре»

Некоторые современные авторы увидели в нем предтечу постмодернистского мышления. Зиммель весьма повлиял на становление ранней американской социологии, особенно знаменитой Чикагской школы и символического интеракционизма. Наряду с крупными теоретическими трудами, Зиммель писал небольшие социологические очерки или эссе, посвященные частным, но важным аспектам социальной жизни моде, роли женщин в обществе, авантюристическому поведению и др.

Некоторые из этих очерков переведены на русский язык. Зиммеля можно считать основоположником микросоциологии, так как он уделял много внимания изучению межличностного взаимодействия, взаимодействию людей в группах.

Его описания "диад" и "триад" групп из двух и трех человек до сих пор приводятся в учебниках по социологии.

Элиас особо подчеркивает значение ориентации на достижение отдаленных целей, которые и определяют в конечном счете основательность цивилизационного процесса. Социология культуры. Основные концепции культуры в современной социологии.

Зиммеля интересовал довольно широкий круг вопросов: от специфики современного типа общества до проблем городского образа жизни, хозяйства и социологии религии. Для него в полной мере характерна энциклопедичность познаний и интересов, свойственная всем социологамклассикам. Проблематике культуры также посвящено немало его работ, причем культуру Г. Зиммель изучает и как социолог, и как философ.

Сущность культуры он рассматривает, исходя из основных идей своей философии. У Зиммеля трудно найти четкое определение культуры. Тем не менее ясно, что сущность этого феномена он связывает с понятием "жизни", центрального для его философии, означающего стихийное, творческое начало, стремящееся к порождению новых форм и выходу за пределы уже созданного и "оформившегося". Культура, по Зиммелю, - это особая форма жизни, связанная с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам.

Ключевыми характеристиками культуры являются динамизм и реферат по теме социология культуры в ней внутренняя противоречивость между принципами формы и реферат по теме социология культуры. Интересно отметить, что концепция культурной динамики, предложенная Зиммелем, находится под некоторым воздействием историко-экономических идей К. Предоставим слово самому Зиммелю [34]. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти. Такой характер исторического культурного процесса впервые был зафиксирован на материале наблюдений над историей мирового хозяйства.

Было отмечено, что экономические силы каждой эпохи создают формы производства, им соответствующие. Рабовладельчество и цеховой порядок, крепостничество и свободная продажа наемного труда и любые другие формы трудовой организации в исторический момент своего образования являлись адекватным выражением того, к чему данная эпоха стремилась и что для нее было достижимо. Однако в узких рамках действовавших норм и ограничений произрастали новые экономические силы, которые, не вмещаясь в поставленные пределы, свергали с себя … растущий гнет засиывших форм, стремясь заменить их другим способом производства, более соответствующим характеру этих новых экономических сил.

  • Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.
  • Культурное как противоположность материального.
  • Соотношение понятий "культура" и "цивилизация" в концепции циклических круговоротов О.
  • Поскольку в сказке в отличие от мифа мы видим вымысел, а не высшую, сверхопытную реальность, художественный образ природного явления становится не подлинным субъектом, а квазисубъектом, то есть объектом, воспринимаемым нами как субъект.
  • Отношение культуры и человека — третий по логике, но главный по значению, круг проблем современной культуры, формирующий ее антропологически-гуманистическое содержание.
  • Это лишний раз свидетельствует о том, что культурологическая мысль еще не выработала системы категорий, которая адекватно описывала бы организацию бытия человечества — эту задачу предстоит решить новым поколениям культурологов, свободных от всевозможных идеологических шор, и политических, и религиозных, которые до сих пор влияют на гуманитарную мысль; поэтому могу лишь сказать, что с позиций изложенного только что системного подхода оптимальным представляется предложенное еще в XIX в.

Культура как порождение стихии жизни создает формы и сама их разрушает в своем бесконечном стремлении к росту и изменчивости. Процессы, описанные Марксом в экономике, еще более отчетливо проявляются в духовной сфере.

Рассматривая реферат по теме социология культуры культуру, Зиммель отмечает, что это — культура "зрелая", имеющая долгую историю и содержащая в себе изобилие культурных форм.

Для "зрелых", "высоких" культур характерен разрыв между "объективным" и "субъективным" аспектами культуры. Объективный аспект культуры — это все богатство и разнообразие культурных форм, которыми "обладает" общество. Объективная культура как бы противостоит индивиду в качестве внешней для него реальности. Субъективный аспект культуры — это та часть культуры, которую осваивает индивид.

И, естественно, чем богаче объективная культура, тем труднее человеку освоить все культурное содержание.

0 comments